Атлас рекомендуемых профессий для лиц с инвалидностью
Рекомендации для лиц с инвалидностью по видам трудовой и профессиональной деятельности в зависимости от нарушений функций
С нарушением слуха:
- по характеру рабочей нагрузки и усилий по реализации трудовых задач – умственный, физический труд и легкий физический труд;
- по характеристикам цели трудовой и профессиональной деятельности, организации трудового процесса – творческий, нестандартный (научная работа, сочинение литературных произведений и др.), эвристический (изобретательство), динамический, статический, однообразный (монотонный) и разнообразный (по содержанию, темпу и т. п.), труд по подготовке информации, оформлению документации, учету;
- по форме организации трудовой и профессиональной деятельности - регламентированный (с определенным распорядком работы), нерегламентированный (со свободным распорядком работы), индивидуальный и коллективный (совместный);
- по предмету труда - «Человек – природа», «Человек – техника», «Человек - знаковые системы», «Человек - художественный образ»;
- по признаку основных орудий (средств) труда – ручной труд, машинно-ручной труд, труд, связанный с преобладанием функциональных средств, труд, связанный с применением автоматических и автоматизированных систем;
- по уровню квалификации – труд любого уровня квалификации, неквалифицированный труд;
- по сфере производства - в сфере жилищно-коммунального хозяйства, на крупных и мелких промышленных предприятиях, в художественных промыслах, в сфере обслуживания.
С нарушением зрения:
- по характеру рабочей нагрузки и усилий по реализации трудовых задач – умственный и физический труд с рабочими нагрузками в зависимости от степени нарушения зрения;
- по характеристикам цели трудовой и профессиональной деятельности, организации трудового процесса, рабочей нагрузки, организации трудового процесса - оперативный (управляющий), операторский (информационное взаимодействие с техникой), творческий (стандартный - преподавание, нестандартный - научная работа, сочинение музыкальных, литературных произведений и др.), эвристический (изобретательство), и однообразный (монотонный) и разнообразный (по содержанию, темпу и т. п.);
- по форме организации трудовой и профессиональной деятельности - регламентированный (с определенным распорядком работы), нерегламентированный (со свободным распорядком работы), индивидуальный и коллективный (совместный);
- по предмету труда - «Человек – техника», «Человек – человек», «Человек - знаковые системы», «Человек - художественный образ»;
- по признаку основных орудий (средств) труда - ручной труд, машинно-ручной труд, труд, связанный с преобладанием функциональных средств;
- по уровню квалификации – труд любого уровня квалификации. неквалифицированный труд;
- по сфере производства – труд на мелких и крупных промышленных предприятиях, в сфере обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, в сельском и лесном хозяйстве, в художественных промыслах, в строительстве и т.д.
С нарушением функций верхних конечностей:
- по характеру рабочей нагрузки и усилий по реализации трудовых задач – умственный и легкий физический труд;
- по характеристикам цели трудовой и профессиональной деятельности, рабочей нагрузки, организации трудового процесса - оперативный (управляющий), операторский (информационное взаимодействие с техникой), творческий (стандартный - преподавание, лечебная работа и др., нестандартный - научная работа, сочинение музыкальных, литературных произведений и др.), эвристический (изобретательство); динамический и статический; однообразный (монотонный) и разнообразный (по содержанию, темпу и т. п.); труд по подготовке информации, оформлению документации, учету;
- по форме организации трудовой и профессиональной деятельности - регламентированный (с определенным распорядком работы), нерегламентированный (со свободным распорядком работы);
- по предмету труда - «Человек – природа», «Человек – техника», «Человек – человек», «Человек - знаковые системы», «Человек - художественный образ»;
- по признаку основных орудий (средств) труда – труд, связанный с применением автоматических и автоматизированных систем, труд, связанный с преобладанием функциональных средств;
- по уровню квалификации – труд любого уровня квалификации, неквалифицированный труд;
- по сфере производства – преимущественно на мелких промышленных предприятиях, в сфере обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства на транспорте, в связи.
С умеренными нарушениями функций нижних конечностей:
- по характеру рабочей нагрузки и усилий по реализации трудовых задач – умственный и легкий физический труд;
- по характеристикам цели трудовой и профессиональной деятельности, рабочей нагрузки, организации трудового процесса - оперативный (управляющий), операторский (информационное взаимодействие с техникой), творческий (стандартный - преподавание, лечебная работа и др., нестандартный - научная работа, сочинение музыкальных, литературных произведений и др.), эвристический (изобретательство); статический; однообразный (монотонный) и разнообразный (по содержанию, темпу и т. п.); труд по подготовке информации, оформлению документации, учету; операторский труд (операторы, аппаратчики);
- по форме организации трудовой и профессиональной деятельности - регламентированный (с определенным распорядком работы), нерегламентированный (со свободным распорядком работы);
- по предмету труда: «Человек – природа», «Человек – техника», «Человек – человек», «Человек - знаковые системы», «Человек - художественный образ»;
- по признаку основных орудий (средств) труда – ручной труд, машинно-ручной труд, труд, связанный с применением автоматических и автоматизированных систем, труд, связанный с применением функциональных средств;
- по уровню квалификации – труд любого уровня квалификации, неквалифицированный труд;
- по сфере производства – труд на крупных и мелких промышленных предприятиях, труд в сфере обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности, в художественных промыслах, в связи.
Передвигающиеся на креслах-колясках:
- по характеру рабочей нагрузки и усилий по реализации трудовых задач – умственный и легкий физический труд;
- по характеристикам цели трудовой и профессиональной деятельности, рабочей нагрузки, организации трудового процесса - оперативный (управляющий), операторский (информационное взаимодействие с техникой), творческий (нестандартный - научная работа, сочинение музыкальных, литературных произведений и др.), эвристический (изобретательство), труд по подготовке информации, оформлению документации, учету;
- по форме организации трудовой и профессиональной деятельности - нерегламентированный (со свободным распорядком работы);
- по предмету труда - «Человек – техника», «Человек – человек», «Человек - знаковые системы», «Человек - художественный образ»;
- по признаку основных орудий (средств) труда - профессии ручного труда, профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда;
- по уровню квалификации – труд любого уровня квалификации, неквалифицированный труд;
- по сфере производства – труд преимущественно на мелких промышленных предприятиях, в сфере обслуживания, в художественных промыслах, в связи.
С нарушением коронарного и/или центрального кровообращения:
- по характеру рабочей нагрузки и усилий по реализации трудовых задач – умственный и легкий физический труд;
- по характеристикам цели трудовой и профессиональной деятельности, рабочей нагрузки, организации трудового процесса - оперативный (управляющий), операторский (информационное взаимодействие с техникой), творческий (стандартный - преподавание, лечебная работа и др., нестандартный - научная работа, сочинение музыкальных, литературных произведений и др.), эвристический (изобретательство); разнообразный (по содержанию, темпу и т. п.); труд по подготовке информации, оформлению документации, учету и обслуживанию;
- по форме организации трудовой и профессиональной деятельности - нерегламентированный (со свободным распорядком работы), индивидуальный и коллективный (совместный);
- по предмету труда - «Человек – природа», «Человек – техника», «Человек – человек», «Человек - знаковые системы», «Человек - художественный образ»;
- по признаку основных орудий (средств) труда - ручной труд, труд, связанный с применением автоматических и автоматизированных систем, труд, связанный с преобладанием функциональных средств;
- по уровню квалификации – труд любого уровня квалификации, неквалифицированный труд;
- по сфере производства – на крупных и мелких промышленных предприятиях, в сфере обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, квалифицированный труд в сельском и лесном хозяйстве, в художественных промыслах, в строительстве, на транспорте, в связи, операторский труд (операторы, аппаратчики).
С интеллектуальными нарушениями:
- по характеру рабочей нагрузки и усилий по реализации трудовых задач – физический труд;
- по форме организации трудовой и профессиональной деятельности - регламентированный (с определенным распорядком работы);
- по предмету труда - «Человек – природа», «Человек – техника», «Человек - художественный образ»;
- по признаку основных орудий (средств) труда - ручной труд, машинно-ручной труд;
- по уровню квалификации - неквалифицированный труд (уборка, ремонт, доставка, подсобные работы, сортировка, упаковка, маркировка, комплектование, погрузо-разгрузочные работы);
- по сфере производства – преимущественно на мелких промышленных предприятиях, в сфере обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве, в художественных промыслах, в строительстве.
9 основных категорий жизнедеятельности
- Способность к самообслуживанию – способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и навыки личной гигиены;
- Способность к самостоятельному передвижению – способность самостоятельно перемещаться в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в пределах выполняемой бытовой, общественной, профессиональной деятельности;
- Способность к обучению – способность к восприятию и воспроизведению знаний (образовательных, профессиональных и других), овладению навыками и умениями (социальными, профессиональными, культурными и бытовыми), а также возможность обучения в образовательных учреждениях;
- Способность к трудовой деятельности (трудоспособности) – способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям выполнения работы;
- Способность к ориентации – способность определяться во времени и пространстве;
- Способность к общению – способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации;
- Способность контролировать свое поведение – способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых норм;
- Способность к игровой и познавательной деятельности – способность общения со сверстниками, анализа действительности и воспроизведения получаемого опыта, обучения и развития в детском возрасте с учетом возрастных особенностей (для детей);
- Способность к двигательной активности – способность ребенка к выполнению различного вида движений посредством изменения положения тела, перемещения его в пространстве, переноса, перемещения или манипуляции объектами, ходьбы, бега, преодоления препятствий и использования.