Консультант ИТ-этики

Профессия появится после 2030
01
Информационные технологии

Занимается этическим вопросами развития ИТ. Сопоставляет новые ИТ с общепринятыми нормами в области этики, морали, нравственности, мировоззренческими характеристиками различных категорий людей, информирует пользователей о тех или иных программно-аппаратных особенностях используемых ими ИТ, которые могут ущемлять или оскорблять их чувства и ценности.

Новизна профессии: углубление и расширение проникновения ИТ, а также форсированные темпы их эволюции приводят к необходимости перманентной и скрупулезной сверки векторов и возможностей их развития с различными моральными ориентирами.

Ключевые компетенции профессии:

  • обеспечение соответствия тех или иных ИТ-продуктов морально-этическим стандартам большинства пользователей посредством тесного взаимодействия с разработчиками;
  • консультирование пользователей на предмет соблюдения их прав, интересов и моральных принципов тем или иным продуктом;
  • поддержание этических стандартов в процессе эволюции ИТ.

Надпрофессиональные компетенции

Умение специалиста объединять (обобщать) частные факты в общую картину, строить иерархические уровни для понимания различных ситуаций (экономических, политических, деловых) и приятия долгосрочных решений. Важным качеством является понимание того, как изменение одного элемента, в последствии, отразится на других элементах.

Значимость системного мышления возрастает по причине ускорения изменений в жизни, необходимости осваивать новые профессии, а также нарастания взаимопроникновения различных сфер друг в друга (соц сети, экономика, политика, производство и т.д.).

Специалисты с навыками системного мышления смогу решать такие задачи, принятие сильных долгосрочных решений в условиях быстрых изменений в экономике, проводить диагностику больших технических и социальных систем, принимать решения об устранении корневых причин, сдерживающих развитие, также этот навык позволит обеспечить интеграцию различных проектных команд в единый рабочий организм.

skill

Системное мышление

В эту сферу включены разнообразные навыки, связанные с разработкой и настройкой систем искусственного интеллекта, наладкой и настройкой роботов, разработкой программ для управления производственными процессами и отдельными машинами.

Автоматизация и роботизация стремительно проникают во все сферы, включая производство. Ожидается, что через 15-20 лет машины заменят человека в большинстве рутинных операций, не требующих творческих навыков. Поэтому потребность в специалистах с данными навыками будет расти во всех отраслях. Именно эти специалисты и должны будут обеспечить массовый приход машин во все отрасли экономики.

Автоматизация производства позволит исключить человеческий фактор и повысить производительность труда там, где присутствуют рутинные операции, не требующие особой подготовки и творческих навыков. Специалисты будут востребованы не в основном производстве, а в сфере обслуживания и настройки машин, роботов и систем, принимающих алгоритмизированные решения.

skill

Программирование, робототехника, искусственный интеллект

Межотраслевая коммуникация состоит в понимании технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях кросс функциональное и кросс дисциплинарное взаимодействие. Все больше передовых продуктов создается на стыке разных отраслей и специалистам необходимо умение разбираться одновременно в нескольких областях знаний. Эта компетенция позволяет быстрее учиться, брать лучшее из разных областей, за счет такого взаимного обогащения обеспечивать развитие внутри своей области. Обладающие такой компетенцией специалисты могут создавать неожиданные, уникальные, прорывные решения.
skill

Межотраслевая коммуникация

Мультикультурность – это сохранение и развитие в отдельно взятом сообществе (государстве или предприятии) культурных особенностей находящихся там людей. Мультикультурность и мультиязычность на предприятии предполагает не только учет национальных или религиозных культур, но и культур мышления, психотипов, коммуникаций и индивидуальных особенностей.

Современный мир становится глобальным стремительными темпами. Уже сейчас не является исключением компания, в которой работают специалисты, родившиеся или проживающие в разных концах земли. Политика мультикультурности и мультиязычности задает вектор взаимодействия непохожих друг на друга людей: не конфликтовать, а признавать друг друга.

Изменения, происходящие сегодня, ставят новые, невиданные до сих пор задачи. Общепризнано, что самые эффективные решения рождаются на стыке разных областей знаний, подходов, культур. Самые эффективные команды включают в себя людей с разными особенностями мышления, психологии, распределения ролей в команде. Мультукультурные команды смогут находить эффективные необычные решения и даже решать нерешаемые до сих пор проблемы

skill

Мультиязычность и мультикультурность

Клиентоориентированность понимают как умение работать с запросами потребителя, способность компании и сотрудников своевременно определять желания клиентов, чтобы удовлетворить их своей продукцией или услугой с максимальной выгодой. Эта компетенция стала критически важной для успешности компаний, конкуренция за потребителя все время растет, и все работодатели хотят видеть у себя клиентоориентированных сотрудников. Во второй половине XX века появилось понятие внутреннего клиента, т.е. промежуточного потребителя, расположенного дале по производственной цепи внутри одной компании. Владение этой компетенцией позволяет точно понять запрос клиента и предложить наиболее подходящее для него решение, а так же выстроить процесс производства и сервиса более рационально, исключив из него стадии, не важные для клиента.
skill

Клиенто-ориентированность

Образовательные учреждения

education

Назарбаев Университет

https://nu.edu.kz/ru/

Подробнее
education

Университет им. Сулеймана Демиреля

https://sdu.edu.kz/ru/suleyman-demirel-university-ru/

Подробнее
education

Казахский национальный университет им. Аль-Фараби

https://www.kaznu.kz/ru

Подробнее

Компании, в которых возможно данная профессия будет востребована