Транспорт и логистика Дата публикации 21-10-2020

Искалиев Ерхат Серикович

Председатель Подкомитета транспортной логистики НПП «Атамекен», член Президиума Союза транспортников Казахстана «Kazlogistics».

Пандемия COVID-19, охватившая весь мир, повлияла не только на жизни сотен людей, но и ситуацию на местных и глобальном рынках. Значительное сокращение производственных мощностей в связи с закрытием границ между странами и введением режима самоизоляции внесла серьезные изменения в логистическую отрасль.

Я бы хотел остановится на основных трендах в отрасли, которые мы сейчас прослеживаем. А именно мы наблюдаем изменения в некоммерческой сфере, изменились запросы потребителей. Наблюдается некая индивидуализация и уход от массового.

Вместе с тем, все более важным становится вопрос скорости и бесперебойности транспортировки. С каждым годом на рынке растет конкурентоспособность транспортных компаний. Так как клиент в первую очередь основывается на своих индивидуальных предпочтениях, обращает особое внимание на сроки и удобство. В результате чего появились бренды с последней милей.

Еще один большой тренд – это беспилотное управление транспортом. Появилась холодовая цепь. Такой вид бесперебойной поставки является целой наукой. В этой сфере у нас ощущается нехватка специалистов.

Существует несколько основных причин слабого развития отрасли:

- Как вызнаете, Казахстан не имеет выхода к морю, поэтому в мировых рейтингах мы находимся внизу.

- Существует большой износ как железнодорожного транспорта, так и автотранспорта.

- Ну и третье, наша страна сама по себе мало генерирует грузов. Внутренняя перевозка почти убыточная, по причине большой протяженности маршрутов, сложности местности, маленькой численности населения и пр.

Нам необходимо вводить контейнеризацию, supply management, развивать мягкую инфраструктуру, автоматизацию, все это будет в рамках цифровизации. В целом я бы хотел подчеркнуть, что логистика — это не транспорт, транспорт лишь инструмент логистики. Главное в отрасли это – кадры. Как и во многих отраслях экономики, так и здесь знания и кадровый состав к сожалению, устарели.

В университетах также необходимо обновить методологию преподавания и обновлять базу учебных программ. Знания, которые получают кадры должны отвечать сегодняшним вызовам. Должна установится прямая связь между мировыми игроками, промышленными предприятиями и ВУЗами. Так как, спрос на кадры будет только расти. Нам необходимо применить прагматизм. В стране есть огромный пласт сфер, которые нуждаются в обновлении кадров и знаний, к примеру тот же Каспий и Хоргос.

Считаю необходимым широко применять зарубежный опыт. Прежде всего нужно начать с внедрения новых стандартов. Так как пока у нас старые стандарты, у нас всё будет устаревшее. Подобные инструменты помогут поднять международный транзитный потенциал Казахстана. Для этого нам нужно как можно шире смотреть на опыт иностранных коллег, а не только опираться на российские стандарты.

Безусловно, в транспортно-логистической отрасли появятся новые профессии, связанные с автоматизацией. Так как в стране прослеживается дефицит представителей технических специальностей. Например, в медицине стоит оборудование, врач им пользуется по минимуму, потому что не техник и не знает все возможности данного устройства. Деньги тратятся огромные на технику, а пользы лишь на 10% из 100.

По моим прогнозам, в 2050 году автоматизация логистической отрасли в стране полностью перейдет на искусственный интеллект. Подобным примером служит опыт Японии. Компания Hitachi внедрила программу с искусственным интеллектом, которая на основе заданных параметров управляет складскими помещениями и персоналом. Подобные роботы- менеджеры могут отслеживать производственный процесс в режиме реального времени. Кроме того, искусственный интеллект находит пути улучшения эффективности работы персонала. Безусловно, стремление к подобным достижениям – одна из приоритетных задач, стоящих перед нами.