Машиностроение Дата публикации 19-10-2020

Кабдолов Артур Сайполлаевич

Консультант Союза промышленников и предпринимателей Туркменистана

Артур Сайполлаевич, как Вы оцениваете текущее развитие машиностроения в Казахстане? Какие ключевые события за последние 5 лет, по Вашему мнению, оказали самое значительное влияние на отрасль в РК.

Текущее состояние машиностроения я оцениваю, как состояние ожидания. Ожидание бизнеса от правительства и правительства от бизнеса. Каждый из них ждет первого шага друг от друга. К сожалению, понимание этих ожиданий не совпадают. Наше машиностроение полностью сосредоточено на внутреннем потреблении, причем не на добровольном потреблении, когда основной пакет заказов формируется не свободным рынком, а закупками подконтрольных государству субъектов. Понимание того, что это не самый надежный покупатель, бизнес машиностроителей остановился на наименее рисковом виде производства - сборочном производстве. Он совершенствуется, он подтягивается до общепринятых стандартов, он улучшается качественно, вокруг создаются вспомогательные производства, но дальнейшего развития не происходит. И это потолок в развитии машиностроения на сегодняшний день. Присутствует определенный уровень недоверия между производителями и покупателями. На это повлияли и некоторые события, произошедшие в последние годы. В моем понимании это:

  • внедрение оффтейк контрактов Самруком;
  • пересмотр методики подсчета доли казахстанского содержания и методологии СТ-КЗ;
  • девальвация национальной валюты. И непоследовательность, непрозрачность принимаемых решений не способствует повышению уровня доверия между ними и развитию отрасли.

Как Вы считаете, под влиянием каких трендов происходит развитие машиностроения в настоящее время в мире? Какие тренды будут оказывать наибольшее влияние на отечественного машиностроения в ближайшие 10-15лет?

Основным трендом развития машиностроения является снижение участия человека в процессе производства и проектирования машиностроительного изделия, усиление экологических требований и кооперация, но только в части гражданской продукции. В производстве изделий двойного назначения, наоборот, характерен тренд на увеличение использования человека в проектировании и производстве и тренд на снижение уровня кооперации, переход на «натуральное хозяйство».

Из многих трендов, что будут влиять на Казахстанское машиностроение, я бы выделил как общемировые, так и внутренние тренды и не имеющие прямого отношения к машиностроению.

Основной тренд, это кооперация, это требование производителей соответствовать их стандартам. Второй тренд — это ужесточение требований к соблюдению авторских прав. Третий тренд — это усиление требований экологических стандартов. Четвертый тренд связан с рынком сбыта и это ухудшение торговых отношений с соседями, что будет иметь очень негативное влияние. Под давлением таких трендов могу предположить, что машиностроение в стране будет развиваться как филиальная сеть иностранных компаний, владельцев технологии. Основной формой производства будет сборочное или производство первого передела или производство «грязной» продукции.

Какие, по Вашему мнению, технологии в большей степени окажут влияние на развитие отечественного машиностроения в ближайшее время? Как изменится отрасль с внедрением этих технологий?

Технология с использованием искусственного интеллекта, 3D-печать в промышленном масштабе, технология дистанционного управления производством. Наибольший технологический прогресс я ожидаю в горнорудном машиностроении. И это не связано с приходом новейших технологий, а связано с тем, что сейчас используемые технологии очень сильно отстали и любое новшество, даже 20-летней давности, может дать скачок.

Артур Сайполлаевич, скажите, отсутствие каких специалистов сегодня наиболее сильно сдерживает развитие Вашей компании и отрасли в целом? С чем связано отсутствие этих специалистов?

Недостаток инженеров-механиков по следующим специализациям: технология машиностроения, трансферт технологий, управление проектами. Нужны с опытом работы. Время узких специалистов ушло, они нужны только в компаниях- владельцах технологий. Нам нужны универсальные инженеры. Отсутствие таких специалистов в достаточном количестве есть следствие неправильного, «короткого» планирования развития машиностроения.

Как вы считаете, какие новые профессии могут появиться в отрасли машиностроение в ближайшие 10-15 лет, а какие в будущем потеряют свою актуальность или трансформируются? Какие компетенции сотрудников будут наиболее востребованы?

Новых как таковых профессий не будет. Будут профессии с дополненными компетенциями. Универсальность, без привязки к подотрасли, будет востребована. Только такие специалисты смогут находить в подотраслях синергию технологий и, соответственно, будет происходить удешевление продукции. Для сборочного машиностроения эти специалисты наиболее востребованы.