Транспорт и логистика Дата публикации 11-10-2020

Хайитбаев Батыр

Руководитель компании MSC Central Asia

Основной тренд, который мы сейчас наблюдаем это контейнеризация грузов. Изменение отрасли должно быть системным, затрагивающий всю экономику Казахстана.

Важный вопрос — это ценообразование, наша политика должна быть лояльнее к клиентам, чтобы им было не выгодно искать альтернативу перевозки у наших конкурентов. Мы как транзитное государство, должны развивать транзитные перевозки в первую очередь, и не забывать о своем экспорте и импорте. Нельзя просто изменить цену, нужно в первую очередь оптимизировать саму железную дорогу. Коронавирус показал, что у нас нет производства товара с высокой добавленной стоимостью, мы в основном экспортируем материалы. Каждый раз об этом говорят, когда падает цена на нефть, потом она нормализуется, и все забывается.

Качественные кадры – это просто беда. Все «воют», потому что невозможно найти квалифицированные кадры. Конечно, есть проблемы в образовании, но есть и проблемы в поколении.

Я вижу, что у людей старше 32 лет есть желание работать, и они понимают значение фразы «без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Все, кто моложе, приходят такие красивые, обаятельные и сразу хотят зарплату 2-3 тысячи долларов, но при этом ничего пока дать не могут. И сейчас мы при подборе молодых кадров зачастую не смотрим на знания, главное, чтобы было желание к работе, к росту, развитию, а обучаем уже на предприятии. Мы не можем ничего нового вводить без квалифицированных кадров.

Для меня будущее ТЛК за ИТ-сферой. В перспективе, если кому-нибудь нужно будет что-то перевезти, он будет просто указывать код груза, тип контейнера и так далее, выбирать приложение с контейнеров, который будет в нужном месте в нужное время, вы его грузите, отправляете в онлайн режиме, получаете данные о его передвижениях и другую необходимую информацию. При наличии неограниченной суммы свободных денег, я бы ее инвестировал в нашу железную дорогу, в распределительные хабы и, конечно бы, развивал производство товаров с повышенной добавленной стоимостью.