Машиностроение Дата публикации 11-10-2020

Ержанов Умирсерик Кузтаевич

Исполнительный директор «Ассоциации союза машиностроителей».

Кризис 2008-2009 годов оказался благоприятным для отрасли – девальвация и таможенные проблемы позволили направить внимание на внутренний рынок.

Сегодня ситуация аналогичная. Крупные компании, такие как КазМунайГаз, Казатомпром, «Қазақстан темір жолы», а также квазигосударственный сектор, сельское хозяйство будут стараться ориентироваться на продукцию внутреннего рынка.

В результате принятия Государственной программы индустриально-инновационного развития машиностроения РК, шесть отраслей машиностроения объявили приоритетными. Было принято решение о предоставление этим отраслям льгот в приоритетном порядке и создавать условия для их развития.

Это способствовало тому, что, например, железнодорожная сфера успешно стартовала. Начали производиться в Нур-Султане, Экибастузе и в Петропавловске конечные виды продукции - локомотивы, пассажирские вагоны, грузовые вагоны. Закрывая потребности внутреннего рынка, продукция стала также успешно экспортироваться на внешние рынки. Сейчас практически весь подвижной парк старых локомотивов на железной дороге заменили. В железнодорожном машиностроении открываются новые предприятия, которые способствуют развитию отрасли. Например, завод «Проммашкомплект» в г. Экибастуз освоил выпуск вагонных колес.

Если рассматривать электротехническое машиностроение, то казахстанские предприятия производят трансформаторы, конденсаторы, аккумуляторы, кабельно-проводниковую продукцию и др. Отрасль стала развиваться в более технологичном направлении, в перспективе мы сможем из своей руды производить конечные виды продукции.

Яркий пример — это аккумуляторы. Если в 90 х годах была мечта выпускать порядка 200 тысяч аккумуляторов, в начале 2000-х годов миллион аккумуляторов, то на сегодняшний день выпуск достигает уже трех миллионов. При этом основное сырье для производства – свинец казахстанский. Аккумуляторы используются не только внутри страны, но и успешно экспортируется в Китай, Европу, Россию, Беларусь и другие страны.

Производятся трансформаторы малой и большой мощности на заводах, расположенных в городах Кентау, Шымкент и Уральск. Данные предприятия производят продукцию по современной технологии и соответствующую стандартам Европейских стран.

В Казахстане имеется уникальное и не имеющее аналогов на территории стран СНГ, производство конденсаторов в г. Усть-Каменогорск. Конденсаторы - это компенсаторы реактивной мощности, то энергосберегающее оборудование, которое имеет спрос у энергосберегающих организаций. Более 70% продукции идет на экспорт.

Я много лет проработал на заводе. Постоянно замечал, что выпускникам вузов и колледжей приходится переобучаться непосредственно на рабочем месте. Для этого привлекаются наставники, которые помогают молодежи делать первые шаги. На тех предприятиях, где хорошо поставлена работа наставничества, проблем с молодыми кадрами не бывает.

Но профессионализм молодых специалистов в первую очередь все равно зависит от них самих. Захочет он работать и осваивать новую профессию или нет. И обязательно молодые кадры, да и не только молодые, все должны постоянно повышать свой уровень профессиональной квалификации и осваивать навыки работы на новом оборудовании.

А еще предприятия должны сами направлять на обучение своих сотрудников, чтобы у них был стимул остаться работать на заводе. Я считаю, что на предприятиях с высоким уровнем текучести кадров, руководство недостаточно заботится о своих работниках, и как следствие, промышленное оборудование простаивает и не используется на полную мощность.

Нужно, чтобы работники ощущали заботу по отношению к себе, чтобы у них был настрой идти на работу с желанием. Хочется, чтобы специалист мог прийти на завод, переодеться в чистую спецовку, вовремя пообедать, а после смены помыться.

Те предприятия, которые улучшают свои технологии, заботятся о чистоте и комфорте рабочих мест, на сегодняшний день работают эффективнее - без остановок производства и текучести кадров. Люди, которые работают в таких условиях имеют возможность развиваться, поэтому и отдача от них намного выше. При таких условиях, думаю, можно будет решить проблему дефицита кадров в машиностроении.