Туризм Дата публикации 11-10-2020

Тикенов Еркин Амангельдинович

Директор ТОО «Инсайд Тревел»

Еркин Амангельдинович, как бы Вы оценили текущее развитие сферы туризма в Казахстане? Какие ключевые события за последние 5 лет, по Вашему мнению, оказали наибольшее влияние на развитие отрасли?

Текущий период неопределенности очень неоднозначен в плане перспектив развития. Будем надеяться на развитие только вперед и на то, что дно кризиса пройдено. Надеюсь, текущее затишье – это период, когда рынок притаился перед новым прыжком в развитии.

Из событий за последние 5 лет знаковым стал рост осведомленности о Казахстане и либерализация визового режима в период проведения выставки Экспо 2017, намерение открывать небо, инвестиции в дорожную инфраструктуру по программе «Нурлы Жол» и планы «Нурлы Жол-2». Все это косвенные факторы, но которые оказывают влияние на конкурентоспособность туризма.

Как Вы считаете, под влиянием каких трендов происходит развитие сферы туризма в настоящее время в мире? Какие тренды будут оказывать наибольшее влияние на развитие отрасли в казахстане в ближайшие 10-15лет?

Рассматривая тренды, стоит разделить их на глобальные долгосрочные и региональные среднесрочные.

Из международных трендов туризма в последние годы и на ближайшее десятилетие запрос идет на устойчивое развитие, экологичность и сохранение природных систем и сообществ, их аутентичность.

Доля онлайн дистрибуции растет в структуре каналов продаж, как и потребность клиентов в безналичной оплате во всех сегментах туристских услуг. Стандарты онлайн дистрибуции уже пришли в Казахстан, но еще не везде популярны. Тренд на автоматизацию только закрепляется в мире и активно заходит на рынок Центральной Азии.

Наиболее крупные игроки в транспорте и гостеприимстве уже давно активно инвестируют в системы сбора и анализа Big Data. Небольшим компаниям еще предстоит открыть для себя мир данных, но они уже быстрее будут тестировать гипотезы и получать конкурентные преимущества.

Из условно временных трендов — это закрытие границ, фокус на внутреннем туризме и запросы на социальное дистанцирование, что само по себе сильно ломает бизнес-модели, турпродукты и каналы продвижения.

Какие, по Вашему мнению, технологии в большей степени окажут влияние на развитие отрасли в ближайшее время?

Будут набирать популярность инструменты повышения эффективности маркетинга, продаж и качества продукта или услуги компаний, а именно автоматизация в виде мессенджер ботов, инструментов создания контента и мотивации продаж с помощью AR/VR.

Долгосрочный тренд – это доминирование платформ туруслуг, а именно онлайн-тревел-агентств, социальных сетей, геосервисов и поисковых систем, все больше и больше занимающих значительные доли в турбизнесе.

Наиболее сильно технологический прогресс проявится в тех вертикалях туризма, где более стандартизированы услуги и есть много крупных игроков.

А глобализация турбизнеса уже значительно изменила характер бизнеса — это авиаперевозки и отельная дистрибуция, сетевые места размещения, динамические пакетные туры у крупных операторов.

Еркин Амангельдинович, а какой Вы видите сферу туризма Казахстана через 10-15 лет?

Сложно прогнозировать, какой будет отрасль туризма Казахстана через 10-15 лет, смотря на то, какие были радужные планы 10 лет назад. Поэтому лучше придерживаться консервативного прогноза.

Доля туризма в экономике не будет значительна, но объем услуг вырастет кратно за счет внутреннего потребления, при условии роста доходов населения и укрепления привычек путешествовать по стране и за рубеж.

Разнообразие услуг кардинально не поменяется, количество поставщиков вырастет, повысится конкуренция и качество. Технологически возможно сохранится отставание от развитых рынков, если не будут приняты меры поддержки для роста конкурентоспособности отрасли.

Как Вы считаете, отсутствие каких специалистов сегодня наиболее сильно сдерживает развитие Вашей компании и отрасли в целом? С чем связано отсутствие этих специалистов?

Кадровый вопрос очень острый. Отсутствие достаточного количества высококвалифицированных специалистов сдерживает развитие компаний и отрасли в целом. Кадровый голод связан с низкими заработными платами из-за низкой маржинальности и малочисленных потоков гостей.

В целом компаниям может не хватать продуктологов, маркетологов, специалистов по контенту, технических специалистов и разработчиков, понимающих специфику отрасли.

Какие новые профессии, на Ваш взгляд, могут появиться в сфере туризма в ближайшие 10-15 лет, какие потеряют свою актуальность или трансформируются? Какие компетенции сотрудников будут наиболее востребованы?

Новыми профессиями для туризма могут стать архитекторы новых впечатлений, Data аналитики, маркетологи, узкие разработчики.

Отвечая на вопрос какие специальности в будущем потеряют свою актуальность или трансформируются, нужно отметить, что пока труд людей будет оцениваться дешевле роботов, роботы не придут.

Как только машины и технологии станут дешевле, привлекать персонал, работу которого смогут заменить роботы, станет экономически нецелесообразным. Тогда и начнется массовая трансформация компетенций.