Туризм Дата публикации 11-10-2020

Бекбоева Елена Тимуровна

Директор туристской компании «Жетicу», основатель онлайн-школы туризма

Елена Тимуровна, оцените, пожалуйста, текущее развитие сферы туризма в Казахстане? Какие ключевых события за последние 5 лет, по Вашему мнению, оказали наибольшее влияние на развитие отрасли.

Туризм, как индустрия, в Казахстане только учится ходить (а если сравнивать с глобальным положением дел, то мы еще где-то в младенчестве). К числу событий, повлиявших на сферу выездного туризма (а я в силу своей специализации буду говорить именно о нем) в последние 5 лет, я бы отнесла:

  • Банкротство ряда крупных туроператоров (Gulnar Tour, Travelsystem, Natalie Tour);
  • Приход на рынок крупных туроператоров из Российской Федерации и Турции (Pegas Turistik, Anextour, Pac Group);
  • Пандемия, вызванная коронавирусной инфекцией, и закрытие границ, как международных, так и между регионами страны.

Как Вы считаете, под влиянием каких трендов происходит развитие сферы туризма в настоящее время в мире? Какие тренды будут оказывать наибольшее влияние на развитие сферы туризма в Казахстане в ближайшие 10-15 лет?

Безусловно, главный вектор развития туризма будет связан с технологиями. И мы должны этот факт принять и использовать в свою пользу, либо вынуждены будемдовольствоватьмалым.Если говорить о конкретных трендах, то, на мой взгляд, нужно отметить следующие:

Максимальная автоматизация продаж пакетных туров по стандартным направлениям (Турция, Египет, Таиланд). То есть турист самостоятельно подбирает тур на сайте агентства/оператора или другого сервиса, оплачивает его онлайн и получает документы на почту/в мессенджер.

В противовес первому тренду, на мой взгляд, актуальными станут тревел-консультанты не как продавцы туров, а как обладатели ценной информации о странах, местах размещения, достопримечательностях и маршрутах и, самое главное, умеющие с этой информацией работать в соответствии с запросами и потребностями туриста.

А также рост вариативности в «сборке» путешествий и туров. Сейчас мы ограничены законодательством и несовершенством технологий, поэтому часто приходится многие услуги бронировать по email и делать расчеты вручную. Я думаю, что в ближайшем будущем появится возможность собирать нестандартные туры онлайн быстро и комфортно.

Елена Тимуровна, по Вашему мнению, какие технологии в большей степени окажут влияние на развитие отрасли в ближайшее время?

Не уверена, что это можно назвать технологией, но все же значительный механизм, который сейчас мешает развитию тех трендов, что я уже упомянула, – это сложность установки и дороговизна интернет-эквайринга. И когда эта услуга станет дешевле и проще в части установки и использования, автоматизацияпродажсразусущественно увеличится.

В туризме есть такое понятие, как динамическое пакетирование: это процесс, когда система собирает тур из совершенно любого регулярного перелета и любого места размещения. Сейчас эта технология реализована очень слабо из-за того, что ее полноценная работа требует огромных мощностей и множества интеграций с системами, к которым пока мы не готовы. Но со временем, я уверена, она может быть полноценно реализована и значительно упростит жизнь как агентам, так и туристам, дав ту самую вариативность, о которой я упоминала.

Третье, что скорее относится к моей личной мечте – максимальное упрощение процедуры поиска туров. Например, создание голосового управления и возможность детальной фильтрации результатов (опять же с помощью голоса), так как сейчас у меня и коллег, работающих с поиском туров и средств размещения, уходит много времени на механические действия.

А какой Вы видите сферу туризма казахстана через 10-15 лет?

Все будет очень зависеть от двух основных факторов: изменений законодательства и эпидемиологической ситуации. В случае благоприятной ситуации те тренды и технологии, о которых я говорила, имеют все шансы на развитие, и это более чем реально. Но это будет возможно лишь в том случае, если у нас не будет серьезных ограничителей, которые есть сейчас.

Как Вы считаете, отсутствие каких специалистов сегодня наиболее сильно сдерживает развитие Вашей компании и отрасли в целом? с чем связано отсутствие этих специалистов?

На самом деле, индустрии туризма, да и в целом бизнесу, недостает, в первую очередь, заинтересованных и вовлеченных специалистов. При этом их специализация и должность совершенно не играет никакой роли: при должной степени заинтересованности и внутренней мотивации, можно освоить любые нюансы и смежные сферы по мере их развития. И если мне не хватает каких-то знаний, то я сама становлюсь тем специалистом, который может эту потребность удовлетворить. Ну и обучаю других людей по мере возможности

Если заглянуть в будущее, то какие новые профессии могут появиться в сфере туризма в ближайшие 10-15 лет, а какие потеряют свою актуальность или трансформируются? Какие компетенции сотрудников будут наиболее востребованы?

Я думаю, что в сфере турагентского бизнеса (а я все же предпочитаю говорить о том, что я знаю), появится два основных направления: технические специалисты по поддержке систем поиска и бронирования и специалисты по работе с клиентами.

Если возвращаться к вопросу о трендах, то первые будут обеспечивать качественную работу автоматических систем поиска и бронирования туров, а вторые, как раз заниматься глубокой работой с потребностями клиентов, выбором специфических мест и формирование сугубо индивидуальных предложений.

Отсюда и компетенции нужны будут соответствующие: где-то понимание технических процессов и навыки администрирования, а где-то работа с психологией и знание специфик направлений и локаций.