Туризм Дата публикации 11-10-2020

Шайкенова Рашида Рашидовна

Директор ОЮЛ «Казахстанская туристская ассоциация»

Туризм многовекторная отрасль, к нам напрямую и косвенно имеют отношение многие отрасли. Наша ассоциация объединяет участников многих регионов Казахстана, мы продвигаем интересы членов ассоциации, их уникальные турпродукты, занимаемся развитием экотуризма на территории Казахстана, при нашей поддержки было создано 150 гостиничных домов.

Основная проблема в туризме — это кадровый вопрос. Наша ассоциация вплотную работает с вузами и ТиПО, обучаем в первую очередь педагогов, знакомим их с новыми трендами, с изменениями в законодательстве, делаем все, чтобы наши педагоги были в курсе происходящих изменений на рынке.

Помимо этого, мы проводим информационные туры для иностранных туроператоров, для иностранных журналистов, участвуем во всех выставках, если мы сами не будем о себе заявлять, то и о нас говорить никто не будет.

За прошедшие 5-10 лет изменения в отрасли произошли достаточно серьезные. участникам казахстанского туристического рынка наконец то пришло понимания того, что продавать одну природу сегодня уже не работает. Буквально 2-3 года назад был период, который я назвала бы периодом перезагрузки туристского рынка.

Конкурентная среда из достаточно успешных соседей вокруг нашей страны наступает нам на пятки и уводят наших клиентов, потому что имеют возможность предоставить более интересные турпродукты. Этот период перезагрузки мы назвали «возвращение к своим истокам», потому что подавать природу надо в купе с культурой, с историей. Для туристов очень интересна наша кочевая культура, тюркская цивилизация. Поэтому мы провели целую серию семинаров и вебинаров по углубленному изучению истории культуры для участников рынка, вели работу над тем, чтобы наполнить наши маршруты этим содержанием, своей собственной культурой.

Пришло так же понимание о необходимости перехода к цифровизации туристского бизнеса, которая является одним из самых важных трендов и дает возможность нашим участникам рынка расширять свою клиентскую базу и получать хорошие доходы. Мы только лишь недавно начали понимать, что туризм — это в первую очередь экономика, что необходимо формировать предпринимательские навыки, учить студентов экономическим вещам, финансовым инструментам, чтобы они могли выжить на рынке и конкурировать на нем.

Сегодня тот же менеджер туристической организации — это человек-оркестр, который владеет несколькими программами и, сидя в кабинете, может сформировать любой тур в любой конец света, завернуть его в хорошую обертку и продать своему клиенту. и если наши кадры не будут готовы к такой работе, не будут осваивать новые технологии, то мы потеряем персонал.

С развитием технологий, конечно, будет сокращаться персонал, ведь в век интернета люди сами себе бронируют билеты. Но считаю, что всегда останутся гиды, потому что живое общение никогда и никем нельзя заменить. А работа менеджера наполнится новым содержанием, он станет неким человеком-оркестром и трансформируется в технологического менеджера.