Нефть и газ Дата публикации 10-10-2020

Мералиев Садуохас Аташович

Главный операционный директор «KMG International»

Глобальным ключевым трендом сегодня является цифровизация, за ней последует искусственный интеллект. Отечественные предприятия нефтегазовой сферы в основном осуществляют первый этап цифровизации, развивают автоматическую систему управления. Сегодня нужно делать «надстройку» системы с помощью искусственного интеллекта. Это относится и к добыче, и к переработке, и к реализации, к маркетингу.

Других значительных перемен в сфере нефтегазодобычи я не ожидаю. В основном это связано с тем, что на сегодняшний момент разработано множество хороших технологий. Например, в 1990-е гг. в США была разработана технология сжижения газа для транспортировки. Это можно считать революцией в нефтегазовом деле. Теперь в транспортировке в ближайшее время ничего нового не прогнозируется. Тоже самое относится к другим звеньям цепочки создания стоимости: уже разработано много различных технологий, необходимо просто брать нужные и активно их применять. Дело не в развитии технологий, а в правильном применении уже существующих.

Отрасль будет больше подвержена структурным изменениям, чем глобальным революционным. Например, в области нефтепереработки сегодня так же используются современные мировые технологии и установки, в этой области изменений мы не ожидаем. Происходят изменения другого рода: например, бензин, оказывается, уже мало кому нужен, это реальная проблема. На данный момент преобладает использование дизельного топлива. Если «разогнать» все три завода на полную мощность до получения по 5,5 млн тонн от каждого, то заводы «утопят» в нефти нашу страну.

Внедрение новых технологий – зона ответственности предприятий отрасли. Каждое месторождение уникально, поэтому решение, что стоит внедрять, а что нет, принимают сами предприятия.

Почти 12 лет назад был сделан расчет, что на каждые 3 тонны дизеля должна быть произведена 1 тонна бензина. Однако, мы сделали соотношение более гибким для нас, соотношение составляет 2:1.

Существуют два противоречащих тренда. Один тренд говорит, что производство дизельных машин уменьшается, увеличивается производство бензиновых машин. Другой тренд говорит о том, что Европа избавляется от дизельных машин, продавая их в развивающиеся страны, где процент дизельных машин подскочил. Разумеется, будет расти спрос на электромобили, но не настолько, чтобы вытеснить автомобили с традиционными двигателями.

Другой пример структурного изменения – сокращение потребления нефти и рост потребления газа. Для этого существует несколько причин. Европа категорически запрещается производство НТЗ, так как это экология, хотя США на это не смотрят.

Увеличение добычи газа в основном связано с развитием сланцевой добычи, но я считаю, что это явление временное.

Перемены затрагивают не только технологические этапы, но и сферы подготовки кадров. В ближайшем будущем помимо своей специальности сотрудник должен владеть цифровыми навыками, например, механик-цифровик.

Для того, чтобы подготовить достаточно специалистов нужно развивать профтехучилища; как было раньше в СССР. Учащийся поступает в училище, там его обувают, одевают, дают образование и обеспечивают по окончании ПТУ работой. Сейчас нужно сделать упор на квалифицированную рабочую силу, на рабочие профессии.